Частенько мы терроризируем своих детей тем, чтобы они хорошо учились, чтобы правильно выполняли математические действия, писали без ошибок. Но вряд ли кому-то из родителей приходит в голову, что прежде, чем контролировать и учить ребенка, нужно позаботиться о развитии его памяти.
Развитие детской памяти
А память – это тот скрепляющий элемент, на котором держатся элементарные знания, образующие целую сеть знаний. Намного важнее развить у ребенка навыки запоминания, чем быстрого чтения и сложения в уме простых чисел. Но об этом, к сожалению, частенько забывают. Хорошая память – это залог того, что ребенок будет все схватывать на лету, у него будет экономиться много времени на решение повседневных задач. Поэтому родителям необходимо обратить внимание на развитие процессов памяти, а все остальное приложится!
Есть, правда, еще одна причина, по которой необходимо заниматься памятью ребенка в раннем возрасте. Сознание маленького человечка лишено каких-то штампов, шаблонов, оно готово ко всему новому и свободно от всевозможных запретов и табу. Поэтому ребенка не удивляет то, что колобок, например, умеет говорить, а зайчик может строить избу. Все сказочные персонажи для ребенка так же реальны, как и находящиеся рядом взрослые. Для ребенка нет никакой проблемы вообразить немыслимые для взрослого вещи. Поэтому в раннем возрасте ребенка намного легче обучить навыкам запоминания.
Что же собой подразумевает память вообще? Это образы, это ассоциации, это цепочка всех наших знаний, соединенных в одну нить. Что мы можем помнить долгие годы? Конечно же, то, что нас потрясло и поразило. Шум моря, щекотание подошв, оранжевый плащ, снеговик, которого лепили в детстве. Это все то, что заставляло нас радоваться и смеяться. Мы помним счастье, а не химическую формулу бензола, которая не задерживается в нашей памяти надолго, так как никаких ощущений, по сути, не дает. Воспоминания держатся на образах, ощущениях, ассоциациях, и чем эти вещи сильнее, тем мы их дольше помним. Поэтому еще в раннем детстве следует развивать образное и абстрактное мышление, как базовый фундамент отличной памяти. А подспорьем будет пренебрежение ребенком связями логики.
Виды памяти у детей
Существуют следующие виды памяти: логическая, оперативная, долговременная, кратковременная, непроизвольная, произвольная, опосредованная, непосредственная. Кроме того, память может классифицироваться, как: зрительная, двигательная, слуховая, память на цифры, лица, слова.
Ниже представлены упражнения, игры, которые научат вас придумывать некие ассоциации и находить сходные черты, различия в запоминаемых образах и предметах, упорядочивать необходимую информацию. Игры не только помогут развить память, но и обогатят, раскрасят восприятие мира, научат видеть все то, что уходило от нашего внимания.
Развитие зрительной памяти у детей
Чтобы развить зрительную память детей в возрасте 3-6 лет, можно использовать игру под названием «Найди сам». Для данной игры нужно предварительно склеить 3 и 4 коробочка из-под спичек, и поставить таким образом, чтобы это было похоже на 2 башни. На первом этапе игры в первую башню в один из коробков кладут пуговицу и закрывают его. Ребенку нужно показать, куда же положили пуговичку – в какую именно башенку и отделение. Следующий этап – в разные отделения башенки кладут уже 2 предмета. А на третьем, предметы нужно положить в разные башни, а ребенку нужно вспомнить, где находятся эти предметы. Открывать отделения у башни малыш может сразу после того, как прячется предмет, или через некоторое время. Если играть в эту игру с детьми дошкольного возраста – лучше на следующий день, так будет развиваться долговременная зрительная память.
Развитие тактильной памяти
Для развития малыша важна еще и тактильная память – это способность к запоминанию ощущений от прикосновений к всевозможным предметам. Детям, у которых очень развито тактильное восприятие, трудности в школьном обучении встречаются реже. Чтобы потренировать этот вид памяти, можно сыграть в игру «Узнать предмет». Ребенок дошкольного возраста становится спиной к взрослому, а тот завязывает ему глаза и по очереди кладет в его руки разные предметы. При этом названия предметов взрослый не произносит. Задача малыша: догадаться, какая вещь каждый раз кладется ему в руку. После того, как обследовано хотя бы 5-10 предметов, ребенку предлагается взять вещи, причем сделать это необходимо в той последовательности, в которой они были вложены в руку. Сложность задания в том, что ребенку придется выполнить целых две мыслительных операции: узнать и запомнить.
Для младших детей в возрасте 2-4 лет есть простой вариант игры – «Чудесный мешок». Для проведения игры берем полотняный мешок не очень большого размера, кладем туда предметы, которые обладают разными свойствами. Например: пуговица, кубик, игрушка, клубок ниток, спичечный коробок. И ваш ребенок должен на ощупь определить, что за предметы в мешочке. Желательно, чтобы кроха во время того, как щупает предметы, еще и вслух произносил свойства и качества предмета. Малыши могут сами предварительно складывать предметы в мешок для того, чтобы лучше все запомнить. А детям постарше можно дать уже полный мешок.
Старшим детям можно тренировать и развивать тактильную память, обучая его завязывать морские узелочки (тем более что это очень помогает развить зрительное пространственное воображение). Также отличным занятием на развитие тактильной памяти может стать модульное оригами, ведь начинается оно с создания из бумаги одинаковых элементов, которые затем соединяются в единое целое.
Развитие двигательной памяти
Чтобы развить двигательную память деток 3-6 лет, нужна игра «Делай, как я». Ее первый этап: взрослый встает за спиной малыша и делает несколько несложных действий с его телом: поднимает ручки, затем разводит их в стороны, потом поднимает ножку и т.д. После просит ребенка повторить все эти движения. Второй этап игры – более сложный. Взрослый самостоятельно делает некоторые движения, а ребенок за ним повторяет их. После кроха проделывает свои движения, и теперь уже взрослый повторяет за ребенком.
Развитие слуховой памяти у детей
Слуховая память развивается с помощью игры «Волшебные слова». Для игры необходимо подобрать около 20 слов, связанных между собой одним смыслом: должно выйти 10 пар слов, например, дверь-окно, ложка-еда, нос-лицо, собака-кошка, банан- яблоко и т.д. Эти слова нужно читать ребенку 3 раза, причем нужно выделять голосом пары слов. Через какое-то время, взрослый повторяет ребенку только первые слова из пар слов, а вторые малыш должен вспомнить и самостоятельно назвать. Это хорошая тренировка слуховой кратковременной памяти. Для того чтобы развить долговременную память, нужно попросить ребенка вспомнить вторые пары слов не сразу, а через полчаса.
Развитие образной памяти у детей
Вначале надо раздвинуть границы образного восприятия. А помогут в этом такие предложения: «Представь, как звучит пушистое и мягкое облачко? Нарисуй сказочное животное, которого нет в природе, что ты почувствуешь, если дотронешься до него, а если ты дотронешься до радуги, нарисуй, как красит мамина помада».
Нужно назвать малышу знакомые слова, например: улыбка, карандаш, доктор, баночка, а ребенок должен перечислить, какие ассоциации в его воображении возникают, и описать их по такой схеме: цвет, форма, запах, который от данных предметов может исходить, какие они на ощупь, какие на вкус. Вы пишите прилагательные, а потом перечисляете их. Малыш вспоминает, какое слово соответствует тому или иному прилагательному. Задание можно усложнить так: вы перечисляете незнакомые прилагательные, а ребенок должен понять к какому предмету они относятся.
Перечислите малышу несколько деталей предмета, а ребенок должен вспомнить этот объект. К примеру, вы говорите слово «белый», а малыш вспоминает слова «зима», «доктор» и т.п. Это очень хорошо разовьет его фантазию и творческое мышление.
Берете спички, любые мелкие детали, бумагу, которую можно рвать, мять и т.д. Вы с небольшой паузой диктуете слова, а кроха выкладывает образы – его ассоциации.
Игра на визуализацию. Ребенок берет ручку и рисует какой-то образ, возникающий в его сознании, либо может «обрисовать» его словесно. Взрослый задает вопрос: «Как выглядит что-то, какое оно на ощупь?». В данной игре можно использовать иностранные слова и термины. Ребенок должен выбрать любой предмет и оживить его, при этом, представив, что этот объект обладает интеллектом, может двигаться и говорить. Куда он пойдет, что расскажет, где будет себя чувствовать себя комфортно. А можно придумать сказку или рассказ о том, что может значить та или иная вещь.
Игра в ассоциации. Называется слово, к примеру, «солнце», и ребенок перечисляет все, что ему приходит на ум. Например, «небо», «облака», «свет» и т.д. Потом называется последнее слово, и ребенок должен воспроизвести все сказанные слова наоборот: от последнего к первому слову.
Визуалы воспринимают наш мир через зрение, аудиалы – через слух, кинестетики через ощущения. Вот почему визуалы, если нужно будет что-то запомнить, будут стараться действовать через зрение. А потому, родители малыша-визуала должны сделать явный акцент на том, чтобы развивать те зоны, которые у ребенка менее всего развиты. Например, на слуховой и тактильной памяти.
Конечно, чтобы развить у ребенка память, взрослым нужно время и силы. Все игры достаточно затратные по времени, где-то нужно будет отказаться от своих интересов. Но за это родители будут вознаграждены, так как, во-первых, малыш приобретет репутацию умницы, а во-вторых, игры с ребенком подарят возможность хоть ненадолго, но окунуться в мир детства, познавая его вместе с ребенком.
Статьи по теме:
Уход за зубами у детей
Правильное закаливание ребенка
Развитие мышц ребенка с пеленок