Сегодня в отраслевой технологической науке наблюдается широкий разброс тематики научных разработок и произвольный отбор ведущих направлений исследований. Специализация научных организаций и монополизация направлений научных исследований исключает состязательность и конкуренцию, что предопределяет низкую мобильность и адаптивность научного потенциала.
Одновременно появляются новые отрицательные факторы. Это, прежде всего, распад научных и научно-технологических связей между региональными (республиканскими), отраслевыми и функциональными научными комплексами, центрами, организациями и другими структурами. Кроме этого, имеет место снижение государственных затрат на НИОКР, инфляция; резкое сокращение поступлений научной информации (особенно из-за рубежа, хотя и внутренняя система информации становится экономически малодоступной); «утечка умов»; сокращение заказов на солидные научные разработки и, как результат, мелкотемье, решение частных текущих задач; усиление влияния зарубежной науки, техники, технологии.
На этапе своего становления рыночные отношения затронули технологическую науку и научно-технологический потенциал в основном в плане экономического обескровливания исследовательского процесса. Следует отметить, что неорганизованный процесс приватизации науки идет все активнее. По экспертным оценкам, до 25% научно-производственного потенциала в различных формах уже используется на основе так называемых рыночных отношений.
В западных странах давно прошел процесс регионализации науки и постепенно сложилась система разделения функций, выработаны принципы определения приоритетных направлений исследований на местах и в центре, разумные соотношения в финансировании фундаментальных исследований, региональных программ и НИОКР. Система управления предусматривает самостоятельность регионов в выборе целей исследований при ведущем значении государственного финансирования и регулирования в решении проблем на важнейших направлениях обеспечения эффективности общественного труда и его международного разделения.
Все это учтено при разработке проекта концепции развития отраслевой технологической науки в условиях становления рыночных отношений, ориентированной на приоритетные направления науки и техники, с учетом регламентации отношений интеллектуальной собственности и возможности привлечения иностранных инвестиций. В связи с отделением от целостной системы размещения научных учреждений крупного западного блока (Прибалтика, Беларусь, Украина), особое внимание при формировании научно-технологической политики следует уделить западным и северо-западным регионам России.
Каковы же основные направления развития технологической науки? Не следует считать, что она в предшествующие годы развивалась стихийно—существовала определенная концепция ее развития, ориентированная в основном на военное кораблестроение.
Прежде всего, следует ограничить временным интервалом правомочность и действенность выдвигаемых принципов и основных положений развития технологической науки в судостроении. Считая, что стабилизация рыночных отношений в нашей стране закончится к 2000-му году, целесообразно рассматривать действие проекта разработанной концепции в этом интервале времени.
Целью концепции развития технологической науки в отрасли является создание инструмента, позволяющего обеспечить:
- конкурентоспособность наших кораблей и судов;
- сокращение длительности постройки и, как результат, увеличение пропускной способности верфей;
- создание ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
- сертификацию видов судостроительных производств и основной продукции.
В период становления и развития рыночных отношений в экономике России и проведения конверсии значение технологической науки в судостроении будет развиваться опережающими темпами. При этом приоритетное развитие в судостроительной подотрасли обуславливается ее спецификой и практической невозможностью существенного заимствования у смежных прикладных наук.
Развитие отраслевой технологической науки будет осуществляться на трех уровнях:
- I уровень — прорывные технологии и средства технологического оснащения на основе новых физических явлений, позволяющие обеспечить качество основной продукции (корабли, суда) на международном уровне;
- II уровень — новые технологии и средства технологического оснащения, обеспечивающие качественное превосходство кораблей и систем их вооружения;
- III уровень — проведение инжиниринга по поддержанию на должном техническом уровне технологических процессов и средств технологического оснащения в основных видах действующих судостроительных производств для обеспечения выполнения производственных программ при высоком качестве продукции.
Решение технологических задач I и II уровня требует выделения госбюджетных средств, задачи III уровня могут решаться в рамках хоздоговоров или с использованием внебюджетных фондов.
Планирование, финансирование и координация работ по развитию отраслевой технологической науки должны осуществляться по целевым комплексным программам, которые разрабатываются на основе Программы возрождения российского флота, проекта программы развития технологической науки, доктрин развития военно-морского флота России и прогноза развития судостроительной отрасли.
Приоритетными направлениями в отраслевой технологической науке являются: разработка нормативно-технической документации на основные технологические процессы на уровне международных стандартов ISO 9000; сертификация производств и продукции; экологическая чистота технологических процессов; охрана окружающей среды; экономия топливно-энергетических ресурсов; утилизация кораблей и судов; конкурентоспособность отечественных технологий в сравнении с лучшими зарубежными аналогами.
При этом специфическими особенностями развития технологической науки следует считать:
- конверсию и, как следствие, разработку новых технологий для выпуска продукции гражданского назначения в условиях верфей, ранее производивших продукцию для ВМФ;
- разработку технологий и средств технологического оснащения двойного назначения, пригодных для использования при постройке и ремонте как гражданских судов, так и военных кораблей;
- увеличение объема экспортных заказов, вследствие чего потребуется срочная разработка технологий, обеспечивающих соответствие международному уровню отделки судовых помещений, их комфортности и обитаемости, окраски корпуса и т. п.;
- создание в России специализированных производств для выпуска судовой мебели, элементов отделки судовых помещений, профильного проката и т. п. без использования комплектующих изделий, производимых в странах ближнего зарубежья.
Первоочередными задачами отраслевой технологической науки являются:
- совершенствование модульно-агрегатного принципа проектирования и строительства кораблей и судов;
- создание технологий, обеспечивающих повышение надежности и долговечности трубопроводов судовых систем;
- снижение сварочных деформаций и повышение точности изготовления корпусных конструкций;
- уменьшение объемов тяжелого ручного труда;
- внедрение принципов модульного проектирования при создании средств технологического оснащения;
- совершенствование технологии изготовления корпусных конструкций из неметаллических материалов;
- создание методов и средств надежного технологического контроля;
- повышение технического уровня малярно-изоляционных работ.
Однако реализация вышеперечисленных задач встречает большие затруднения. Осуществляемая крупномасштабная приватизация государственных НИИ и КБ отрасли приводит к углублению децентрализации в отраслевой науке и спаду научно-технологического потенциала.
Представляется, что одним из путей решения проблемы сохранения этого потенциала является создание научно-технического центра судостроения на базе ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Его целевым назначением должно быть: обеспечение единства процесса «наука—технология»: формирование научно-технологической политики в судостроении; концентрация научно-технологического потенциала на приоритетных направлениях развития судостроения; защита интересов отраслевой технологической науки в государственных инновационных структурах путем подготовки и реализации определенных целевых программ.
Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения должен стать одной из основных структур такого центра.
Предлагаемый проект концепции развития технологической науки в судостроении может быть осуществлен при реализации следующих условий:
1. Государственная помощь и поддержка с выделением устойчивых бюджетных ассигнований на развитие приоритетных направлений — создание нового поколения конкурентоспособных наукоемких технологий и приведение их в соответствие с требованиями международных стандартов.
2. Переориентация технологической науки на приоритеты рыночной экономики — мобильность, ориентация на потребности рынка, оперативность в создании и внедрении нововведений, качество на уровне мировых стандартов, конкурентоспособность и на этой основе высокая эффективность и получение максимальной прибыли.
3. Создание единого поля «наука — технология» с опережающим информационным обеспечением исследователей и разработчиков.
4. Концентрация научно-технологического потенциала на решении ключевых отраслевых проблем и стратегических направлениях развития судостроения, обеспечении конкурентоспособности его производства.
5. Освоение программно-целевых методов планирования исследований и разработок с выходом на государственные, межотраслевые и отраслевые научно-технические программы как основы создания научно-технического задела в прорывных и наукоемких технологиях.
6. Внесение коренных изменений в систему управления исследованиями и разработками. Переход от управления НИОКР к управлению процессом создания и реализации нововведений, включая выбор стратегии НИОКР, оценку и отбор проектов до планирования и управления программами и организационных условий их реализации. Необходимо перейти к обоснованию проектов в форме бизнес-плана как широко распространенного инструмента менеджмента. Система управления должна работать на создание неиссякаемого потока творческих идей, участники этого процесса должны быть уверены в том, что за успешные результаты в разработке и внедрении они получат вознаграждение.
7. Расширение коммерциализации технологической науки переход технологических институтов от действий «в одиночку» на рынке научно-технической продукции к взаимодействию на базе создания ассоциаций как одной из наиболее приемлемых организационных форм на данном этапе становления рыночной экономики.
8. Изменение кадровой политики, проведение ускоренного «омолаживания» научно-исследовательского потенциала с ориентацией на широкое привлечение в технологическую науку большого числа талантливых исследователей.